Главная/ Каяк/ Отчёты/
Main/ Kayak/ Reports/

Если бы мне 6 лет назад сказали, что один скромный ремонтник лодок из Австралии поедет из Москвы в Питер на "Красной Стреле", наверное, я бы никак не отреагировал. Но вот если бы мне сказали, что этим человеком буду я, это было бы очень удивительно. Так или иначе, утром 29 мая легендарный поезд причалил в перрону Московского вокзала в Санкт-Петербурге.

До гонки у меня было ещё несколько дней, и я употребил их на подготовку к предстоящему марафону, для чего провёл тренировки в местных клубах "Острова" и "Причал-Ю". Кроме того, познакомился с Командором гонки Дмитрием Смирновым. Заехали с ним в клуб, где ребята готовили к Петровскому красный дракон.
Погода все эти дни стояла солнечная, тёплая, но беспрестанно дул холодный западный ветер. К сожалению, тренировки показали, что в нормальную гребную форму я всё ещё не вернулся.

О Петровском марафоне

Петровский Гребной Марафон проводится в городе Санкт-Петербурге в начале июня и приурочен ко дню рождения Петра I (9 июня). Старт длинной дистанции 68км в истоке Невы у крепости Орешек, финиш у Петропавловской крепости. Фактическая длина дистанции 65.5км. Средняя дистанция 40км, короткая 6км.



Петровский марафон 2023 года благословили с Небес. Жаль, штиль не ниспослали.

Во время подготовки изучал финишные протоколы за предыдущение годы. Попытался оценить уровень участников и свои шансы. Для себя решил, что если приду примерно 50-ым в абсолюте -- будет хорошо. Ну а в идеале 25-ым.

Утро старта

Утром 3 июня я приехал в "Острова", на погрузку лодок. Погрузив лодки в два прицепа, мы двинулись в сторону старта.
Дистанция "Петровского" находится в истоке Невы, в 60 километрах от Петербурга. На старт заявилось огромное количество народу: около полутора тысяч экипажей! Когда мы подъехали, таща за собой прицеп с каяками по узенькому переулку, ведущему на стартовую поляну, за нами образовалась очередь машин. Какой-то таксист тщетно пытался выехать и махал нам, чтобы мы сдали назад. На пляже уже лежало много лодок, и казалось, что нам поместиться уже некуда. Однако ж место нашлось не только нашим, но и ещё сотням других лодок. Надо отдать должное организаторам, регистрационных столов было установлено много, и не смотря на огромное количество участников, бардака не было.
Получив свою манишку с номером и чипом для засечки времени, я побежал готовить лодку и самого себя. Ну и, конечно же, не забыл сфотографироваться с именинником -- легкомысленным граффити-потретом Петра I.
Моя лодка, котрую я взял напрокат в Питере -- WK 525. Это морской каяк, с претензией на спорт. Лодка сделана красиво. Хотя шириной она 54см, что довольно много, штевни вертикальные, что удлинняет ватерлинию. Есть day hatch, что удобно, но крышки на нём довольно жёсткие, что неудобно в условиях волнеиния. Сидушка ОЧЕНЬ низкая. Это одновременно и плюс, и минус. Грести на такой сидушке не очень удобно, так как широкая лодка и низкая посадка вынуждают занижать угол весла. Минус в том, что при долгой гребле начинает сначала уставать, а за тем и болеть спина.
И вот, участники готовы. Почти все. Почти полностью. Спасательная флотилия украсилась красными флагами. Драконы роют землю копытами (или что у них там всесто корыт...). Бомбардир держит огниво на изготовку.


А вот это -- антиреклама камеры GoPro 10 Black. Почему-то она решила, что древняя крепость Орешек должна быть снята непременно таймлапсом
Как бы то ни было, именно так получилось снять путь от спуска на воду до стартовых ворот.

Стартовые ворота находились в 3 километрах ниже по течению, пересечь их нужно в любой момент после выстрела пушки, сигнализирующего о начале гонки. В момент пересечения происходит автоматическая засечка времени. Таким образом, огромное количество лодок не создаёт толкучки на воде. Я хотел оказаться у ворот к началу гонки, но провозился на берегу, и стартовал в 10:09. Гонка началась.
Я взял умеренный темп, лодка легко пошла по Неве. По началу я только обгонял другие лодки. Меня не обгонял никто. Километров через 10 сзади подошло несколько лодок. Некоторое время мы шли группой. Ближе к отметке 24км начала сказываться неудобная посадка -- у меня заболела спина. Я начал отставать от группы, и в конце концов решил зачалиться, чтобы размять спину. После мне ещё не раз приходилось вылезать на берег разминаться, за счёт чего я потерял не менее 30 минут времени.




Вскоре была пройдена самая южная точка маршрута-- Холм Славы, которая почти совпадает с точкой старта на дистанцию 40км. Нева повернула на северо-запад, и погода, бывшая до этого момента вполне приятной, резко поменялась. Поднялся встречный ветер, который поднял волну. Все, кто стартовал на 40км, попали сразу в такие условия, тогда как мы сначала отдыхали в течение 25 км. Спина болела, но зато низкая сидушка обернулась благом: в какой-то момент я понял, что мне совсем не нужно тратить усилий на баланс. По счастью, лодка была оборудована рулём, который в таких волновых условиях (что бы там не говорили гуру и псевдогуру) очень полезен. Я расслабился и просто грёб, стараясь не замечать боли. С этого момента на воде было уже вдвое больше плавсредств, и разобраться, кто здесь конкурент, а кто идёт на 40км, уже было невозможно. Особенно много было САПов, хотя САПами их называть было трудно: гребцы на досках принимали самые рпзнообразные позы: кто банально стоял или сидел на коленях, кто сидел с комфортом на установленнос на доске кресле, кто-то даже умудрялся грести лёжа байдарочным веслом.

Снова медленно потянулись километры. Местами ветер стихал, но только лишь для того, чтобы задуть с новой силой. Вот показался знак "Ленинградская область", и после него вскоре -- Вантовый мост. Это уже город. Памятуя, что в городской черте зачалитсья будет негде, я сделал последнюю остановку. После моста Нева оделась в каменные берега, которые так хорошо отражают волны. Не сразу я понял, что ближе к берегу идти легче, так как волны там пониже. Обгоняя морские каяки, надувные лодки, САПы и мосты я двигался вперёд и всё вглядывался в берег, надеясь найти хоть небольшой пляжик, чтобы остановаться. В какой-то момент девушка на САПе, которая находилась чуть впереди меня, решила, что ей срочно нужно к берегу, для чего она резко свернула на 90 градусов, оказалась метрах в 15 передо мной и зачем-то перестала грести. Понимая, что я сейчас войду в неё на полном ходу, я очень громко, с дикарскими интонациями попросил её грести не останавливаясь. На наше общее с ней счастье, она услышала мою просьбу и немедленно исполнила её, иначе нам обоим, вероятно, пришлось бы искупаться в прохладной невской водичке, а такие счастливчики уже были.

Тут самое время упомянуть катера поддержки. Их было много. Всё время, пока я грёб в городской черте, в пределах видимости была как минимум, одна лодка с красным флагом. Работы у спасателей хватало. Только на моих глазах перевернулось несколько каяков и САПов. Как стало известно позже, как минимум, один дракон затонул (данные расходятся).
Примерно за 9 километров до финиша, между железнодорожным Финляндским железнодорожными мостом и Малоохтинским мостом, как раз, в том месте, где в 1963 году на Неву присел Ту-124, я заметил у берега скопление каяков. Это был пляж! Я остановился. Пока я там разминался, у меня зазвонил телефон. Звонил нет, не слон, а Айболит. Точнее, от стоматолога, напоминали, что я записан на приём. Вот прям очень удачный момент! Так как голова уже соображала с трудом, я провёл на этом пляже очень много времени и жутко замёрз. Руки потеряли чувствительность так, что я потратил несколько минут только, чтобы запечатать телефон обратно в гермопакет. В итоге, я стартовал дальше по маршруту, потеряв четверть часа.




После Большеохтинского моста, в излучине, волна стала особенно злой. Но было уже всё равно. Аккуратненько, не сильно торопясь, я прошёл это сложное место. До финиша оставалось каких-то 4 километра. Напротив Арсенальной набережной, спрятавшись от волн за какой-то конструкцией вроде полуразрушенного причала, и включил камеру. Так как на большей части дистанции руки были очень заняты, видеосъёмку я включал мало, и по моим расчётам, заряда батареи вполне должно было хватить до самого финиша.

Дистанция медленно, но неумолимо сокращалась, уже показался впереди шпиль Петропавловкого собора... В проёме Литейного моста уже был виден Заячий остров, справа -- вход в Большую Невку -- одину из речек системы Невской дельты, где на вечной стоянке пришвартована "Аврора". Передо мной на встречном курсе показался полицейский катер. Признаться, не ожидал от него ничего хорошего. В самом начале гонки катер МЧС, крикнув что-то в неработающий мегафон, обдал нас в попутчиками волной, а уж московские МЧС-ники рекулярно мешают тренировкам ААА-клуба. К моему величайшему изумлению, катер аккуратно, самым малым ходом обощел меня с кормы, развернулся и пошёл параллельным курсом в нескольких метрах от меня, прикрывая своим корпусом от многочисленных судов, снующих по Большой Невке. Вот чего-чего, а такого шикарного эскорта я не ожидал! Спасибо вам большое, мужики!

Это был уже последний километр гонки. На входе под Троицкий мост я обогнал какой-то каяк и нырнул в Кронверкский пролив. Вдоль Заячьего острова я пошёл "с понтом" и ускорением, с красивой техникой (по крайней мере, мне так казалось), как будто не было за спиной 65км гонки, ветра и волн. Финишные ворота и всё -- гонка закончилась!
Хотя не закончились ещё сюрпризы от организаторов. На финише установлен надувной понтон и надувной же трап на поляну. Только я приблизился к понтону, мне тут же помогли зачалиться, подержали лодку, помогли вылезти. Схватили лодку и подняли её на поляну. Вот это сервис! Мне оставалось только донести свои собственные бренные кости (что тоже не для всех было лёгкой задачей).
На выходе с понтона я получил медаль за участи в гонке и отправился искать свои вещи.
На поляне уже во всю шёл концерт, участников угощали традиционной гречей (не гречкой, мы же в Питере) с мясом и горячим чаем. Дальее, как водится, награждение, общение, концерт...
Результаты Трек

Время 6:58:49 В общем зачёте я пришёл 70-ым из 371. На 50-ое место, которое я обозначил для себя как необходимый минимум, пришёл "одноклубник" Костя Волков на похожей на мою лодке WK 540. Его результат 6:43:52. Вполне достижимо.
В классе мужских жёстких одиночек я 12-ый из 47. А первым пришёл Алексей Платонов с результатом 5:41:21
Ну что же, могло быть и лучше, конечно. Но это марафон, бейба!
К сожалению, без накладок не обошлось. В какой-то момент решили, что условия на реке слишком опасные, чтобы продолжать, и стали заворачивать участников за 6 км до финиша. Не знаю, где они такие жуткие условия. Честно говоря, никакого "ужос-ужос" я лично не наблюдал. Волны были хоть и сложные по направлениям, но невысокие. Палубу мне залило один раз, и это была волна от катера МЧС, а не от злой Невы. На узких лодках, конечно, было сложно.
Не знаю точно, пытались ли завернуть меня. Возможно, да, но я просто не слышал. Таким образом часть гребцов закончили больбу против своей воли на финальном участке. Очень обидно за ребят. Но, честно говоря, на таком огромном как по количеству участников, так и по географии мероприятии совсем всё гладко пойти, наверное, и не может. За исключением этого неприятного момента, всё было, по-моему на высшем уровне.

Спасибо огромное всем, кто организовывал, помогал, участвовал:
Алексею Михайловичу Гребенникову -- тренеру из ААА клуба
Клубам "ААА клуб", "Причала Ю" и "Острова" за тренировки
Валентине Нестеровой -- за предоставленный гоночный болид
Константину Шахвердову -- за помощь в доставке лодки на старт и вещей на финиш
Дмитрию Смирнову, Анне Медведевой (она такая живая и самая красивая (с) Дима) и всем-всем организаторам, спасателям, волонтёрам Петровского Гребного Марафона 2023

Петру Алексеевичу Романову за этот великолепный город!

Я пробыл в городе ещё пару дней. Встретились с победителем гонки Алексеем Платоновым. Посидели, пообщались. Алексей гоняет марафоны на сёрф ски собственной конструкции и изготовления, и это самые быстрые лодки Питера и Ленобласти. По крайней мере пока местные гребцы не освоили "олимпийки".

Через несколько дней после моего возвращения в Москву появилось объявление о следуюшей гонке в Ленобласти -- марафоне "Белый день". Я написал в комментарии:
-- Ну прям хоть сейчас бери билет на поезд и приезжай!
Ниже появился ответ от Алексея Платонова:
-- Дам быструю лодку!

Продолжение следует...