Главная/ Каяк/ Отчёты/
Main/ Kayak/ Reports/

Самая красивая гонка

Через несколько дней после моего возвращения в Москву с Петровского марафона появилось объявление о следуюшей гонке в Ленобласти -- марафоне "Белый день". Я написал в комментарии:
-- Ну прям хоть сейчас бери билет на поезд и приезжай!
Ниже появился ответ от победителя Петровского марафона -- Алексея Платонова:
-- Дам быструю лодку!

Ну что мне оставалось делать? Купить билеты в Питер было непросто -- как раз в эти дни там проводился Экономический Форум. Но охота пуще неволи, и я снова оказался сначала на Ленинградском вокзале в Москве, а через восемь часов на Московском вокзале в Ленинграде. Успел перекусить где-то между Московским и Балтийским вокзалами, успел на "Ласточку" и в относительном комфорте (лишь иногда стоя на одной ноге, потому что велосипедистам тоже ехать надо) доехал до Сиверской. Далее в местный магазинчик за водичкой и пара километров пешком до гребного клуба. Интересно, что пока шёл пешком по дорожке с тяжёлой сумкой и веслом, мимо проехало несколько машин с братьями-каякерами. Ни один брат не остановился.

Марафон "Белый день" проводится на живописнейшей реке Оредеж в Ленинградской области. Википедия любезно сообщает нам, что река Оредеж славится своими девонскими песчанниками. Та же Википедия может рассказать, что Девонский период начался приблизительно с 420 млн. лет назад и закончился 360 млн. лет назад. В это время в водоёмах Земли достигли огромного разнообразия рыбы, ракоскорпионы достигли размеров 1.5-2 метра, на суше появляются папортники, первые семенные растения и первые наземные позвоночные. Произошла вспышка кимберлитового магматизма на Восточно-Европейской платформе. Началось формирование Кузнецкого угольного бассейна. И появились песчанники реки Оредеж. По последним данным раскопок, именно в этот период у Романа Сотникова родилась идея проведения марафона "Белый день".

Роман и его команда постарались на славу: на "Белом дне" всё сделано так, чтобы гребцы получили самые замечательные эмоции. Перво-наперво, договорились с погодой. Она и вправду была шикарная: не жарко, не холодно. Солнышко светит, но не жарит. Облачка красивые... Во-вторых, место старта. Лужайка с удобным спуском к воде: можно с пляжа, а можно с причала местного гребного клуба "Оредеж". В третьих, стартовый комплект: гермомешок с индивидуальным номером, шоколадно-протеиновый батончик на случай, если силы кончатся, вода, шпаргалка с пояснениями по маршруту. Для водителей авто была организована доставка с финиша на старт. И это ещё не всё. Как оказалось, на финише ждали ещё ништяки, но об этом позднее.

Я приехал на старт довольно рано, до гонки ещё была пара часов. Получил стартовый пакет, встретил Алексея с лодками, переоделся и, пользуясь свободным временем, решил размяться и потестировать лодки, сделанные Алексеем. Все его лодки разные, сделаны специально под каждый из Питерских марафонов. К сожалению, у меня не было возможности подогнать все лодки под себя и потестировать их вдумчиво, но немного я всё же прокатился на трёх: красной, желтой и зелёной. Все лодки я нашёл весьма остойчивыми, посадка удобная. Только вот педали регулируются с помощью шуруповерта.

Конечно же, "Ёрики" Алексея вызвали живейший интерес публики. Подходили, задавали вопросы, но немногие решились их испытать на воде.

Для разминки чуть погонялись на Ёриках.

Попробовали и возвращение в сёрф-ски:

Пока все развлекались кто общением, кто разминкой на воде, Роман объявил, что произошла накладка с автобусом для водителей, и старт переносится на час позже. Чтобы ожидающие не поймали тепловой удар с обезвоживанием, тут же на поляну была привезена питьевая вода. Чётко сработано, уважение оргам!

Надо сказать, что с самого появления участников на поляне работали профессиональные фотографы: Александр Кулиш, Алексей Бабук и Микка Халлакас, так что фотографий есть много и очень хороших. Особенно хочется отметить самоотверженность Александра, который несколько частов к ряду фотографировал участников, стоя в воде.

На брифинге ещё раз повторили особенности трассы, хотя, как оказалось, не всем это помогло.

Наконец, подошло время стартов. Так как речка неширокая, а экипажей более сотни, старт сделан раздельным, парами, раз в 30 секунд. Очередность определяется регистрационным номером: кто первый встал того и тапки. Мой номер был 101, и я имел возможность наблюдать отправление почти всех лодок. Мне выпало стартовать вместе с Валей Нестеровой -- именно на её лодке я прошёл Петровкий марафон двумя неделями ранее.

Прозвучал сигнал, две лодки впереди нас отправились на дистанцию. Роман, сидя на причале, объявил: "В стартовую зону входят номера 101 и 102!". Через несколько секунд гонка начнётся и для нас. Ещё несколько мгновений, звучат "сигналы точного времени" и "понеслась коза по ипподрому!"

Первый участок длиной 1.4 километра оказался самым простым: просто тихая речка, никаких препятствий. В конце этого участка -- первый обнос через плотину. К этому моменту я нагнал Галину Жукову (№96) на белом R17, стартовавшую за полторы минуты до меня.

Спуск на воду после плотины был заполнен огромным количеством прокатных САПов. Начиная с этого момента, САПов на трассе было не много. Их было ОЧЕНЬ много. Больше, чем подводных камней. А камней тоже было предостаточно. К сожалению, распознать из было далеко не всегода возможно, так как в воде видно только отражаюшееся небо, но не камни. То и дело, кто-то из САПеров впереди натыкался на камень плавником, некоторые падали. "Ёрик" имеет навесной руль, потому за него (руль) можно было не беспокоиться. Основной проблемой была вероятность повредить весло, воткнув его в камень. Приходилось втыкать весло в воду плавно, и все подобные встречи закончились без членовредительства. Кроме того, в воде было довольно много нитевидных водорослей, которые тоже на эффективность гребли влияли не очень-то положительно.

Я старался держаться левее, как рекомендовали организаторы. Тонкость была в том, что они имели ввиду определённое место после второго обноса, и в какой-то момент моя уверенность в том, что если я буду держаться левее, то всё будет хорошо, сыграла со мной злую шутку. Раздался удар, и мой Ёрик застыл неподвижно. Я "поймал" камушек. За лодку я переживал несильно: скользящий удар о камень навряд ли мог серьёзно её повредить. Так как остойчивость Ёрика позволяла совершать в неём всякие резкие движения, я попытался сняться с мели методом раскачивания лодки, что, впрочем, не привело к сколь-нибудь заметному результату. К счастью, подо мной был не каяк, а ски. Достаточно было спустить ноги в воду и нашупать опору, после чего проблема была решена, и я продолжил гонку.

Второй обнос случился в начале восьмого километра. Здесь у меня случился ещё один конфуз. Памятуя наставления оргов о том, что лодку на воду надо спускать не сразу, а чуть погодя (видимо, это относилось к первому обносу, а не ко второму), я, игнорируя всех каякеров и спуск с берега сразу после плотины, ломанулся в обход. Обходить пришлось долго. Я прошёл с лодкой какие-то огороды и заросли борщевика и нашёл выход к воде. На все эти похождения с каяком под мышкой я потратил около 5 минут вместо 15 секунд, но таки отчалил, ловя на себе удивлённые взгляды соперников, прошедших всё это расстояние по воде.

Я продолжил движение, более или менее успешно уворачиваясь от прогулочных САПов и подводных камней, находя между делом время для восхищения красотами Оредежа. Красноватые песчанники сменяли еловый лес, водоросли сменяли подводные камни, всё это было сдобрено редкими стремнинами и частыми САПершами в бикини.

Слева на берегу показался красный каяк Оптима. Это Александр Крюков "поймал" рулём камень и получил пробоину. К сожалению, помочь я ничем, кроме доброго слова, не мог. Александр в итоге дошёл до финиша, но, конечно, показать хорошее время с пробоиной в лодке и без руля невозможно.

Трудно сказать, сколько соперников я обогнал, так как движение на реке было оживлённое. Те, же, кто обогнал меня, сделали это во время моего затянувшегося обноса и сидения на камне. Ну и из-за раздельного старта непонятно, кто кого обогнал заочно.

Микка сидел в засаде и громко предупреждал всех проплывающих мимо участников о подводном камне на середине реки.

Дистанция, хоть и не очень стремительно, подходила к концу. За несколько километров до финиша Оредеж разлился и из почти горной речки превратился в солидную равнинную реку. Течение исчезло, но появились водяные лилии. Много водяных лилий. ОЧЕНЬ МНОГО водяных лилий. Грести стало очень трудно, потому что лилии хватали весло за лопатку и обратно не отпускали. Развить в таких условиях нормальную скорость не получалось. Благо, что хотя бы лодка не нацепляла эту растительность на себя, хотя и не всем так повезло. Незадолго до финиша я нагнал Дмитрия Погорелова на surf ski Nelo, поднимавшей форштевнем бурун. Остановились, сняли с него "букет" водорослей. Как оказалось позднее, это стоило мне десятого места в абсолюте. Ребята на Аделаиде, проставитесь!

Ещё несколько поворотов, и показался огромный оранжевый буй -- цель сегодняшнего мероприятия. Как всегда на финишной прямой, я "включил красавчика" и весело финишировал под объективом фотографа.

Выбравшись на берег, я получил медаль финишёра. Об этой медали стоит сказать отдельно. Дело в том, что гребное сообщество разделилось на две части: одни считают, что вручать медали надо всем финишировавшим участникам, а другие считают, что медаль должна вручаться только призёрам соревнований. Организаторы "Белого дня" нашли гениальное решение этой проблемы: пряничные медали! Те, кто хочет медаль, могут её сохранить, а кто не хочет -- съесть!

На поляне ко мне подошёл Николай Апрелев, шедший на жёлтом Ёрике. "А ты всё-таки меня вытеснил с третьего места!". Я даже не понял, о чём это он. Пошёл переодеваться, получил свою порцию гречи и чая. Кстати, уважаемым поварам на заметку: перед раздачей лучше мешайте, а то некоторым "везунчикам" мяса может не достаться. О том, что оно было, я узнал в самом конце порции (там был один маленький кусочек). Но всё равно, было вкусно!

Подошёл Алексей Платонов. Поменялись кепками. Он мне -- "Ёрик", я ему -- "Epic".

Лодки всё прибывали на финиш, а я подошёл к табло, установленному рядом с судейским столом. Тут-то я и понял, о чём мне говорил Николай. Моя фамилия значилась в финишной таблице на третьей строчке! Так как стартовал я почти в самом конце, шансов, что кто-то меня ещё может обогнать уже не было.

Вот чего-чего, а такого со мной ещё не бывало. Марафоны, к которым я привык в Западной и Южной Австралии отличаются наличием спортсменов высокого класса. Чтобы с ними состязаться на равных, надо быть говоря по-нашему, минимум мастером спорта. Потому было очень неожиданно и необычно взобраться на тумбочку. К тому же, моими соседями были Алексей Платонов, победитель Петровского марафона -- на второй ступеньке и Владимир Грушихин, мастер спорта международного класса -- на первой!

Дальше был подиум, награждение медалями и розыгрыш призов...

После награждения и розыгрыша призов встал вопрос: как добраться до города. И не просто, а быстро, так как старт был задержан на час, а мне надо было успеть на поезд в Москву. По счастью, нашлось место в машине у ребят, с которыми мы познакомились ещё на Петровском: Алексея и Евгения. Алексей с комфортом довёз меня прямо до Московского вокзала.

Что хочется сказать про марафон "Белый день". Во-первых, это самая красивая гонка из всех, что я грёб.
Во-вторых: огромное спасибо и бесконечное уважение Роману Сотникову и его команде за организацию. Жалеть можно только об одном: сам Роман не принимал участия в гонке. Очень хотелось погоняться с ним. Надеюсь, ещё будет возможность сделать это очно.

Ну и конечно, огромное спасибо Алексею Платонову за лодку, да и вообще за то, что пригласил на гонку, Алексею и Жене, за то, что подбросили, и я не опоздал на поезд и всем хорошим людям-питерским гребцам за чудесную компанию!

Результат гонки: 3 место в категории К1М и 11 место в абсолюте с отставанием от лидера 0:38:17. Интересно, что мои, условно говоря, 7 минут задержки стоили мне всего двух мест в абсолюте, а следующие 7 минут стоили бы полутора десятка мест.

Видео, снятое на гонке можно посмотреть здесь. Есть английские субтитры!