Главная/ Каяк/ Отчёты/
Main/ Kayak/ Reports/

ЖизньСЖК -- как зебра:
светлая полоса, тёмная...
А потом -- ЖОПА!

Предисловие

Отшумел сезон марафонов. В Австралии начался сезон спринтов, а в России вода начала потихоньку твердеть. Некоторые уже закрыли сезон, а с ним и каяки на зимнее хранение, другие ждут московского Эскимо-марафона. У меня же прихватило спину, а значит, можно немного посидеть за клавиатурой и вспомнить хорошее, произошедшее в этом году, в том числе, одно из самых долгожданных событий -- СЖК 2023. И ещё: так получилось, что фотографий в этом отчёте почти что нет. Так получилось.

Начало

В этом году старт выпал на 23 июня. В отличие от прошлого раза, в 2018 году, я не поехал заранее, а взял билет на поезд накануне так, чтобы приехать в Тольятти утром перед стартом. Вообще-то, ночной поезд -- отличное место, чтобы выспаться перед гонкой. Но самая короткая в году ночь сбила меня с толку, и я, проснувшись в пол-четвёртого утра, спарь уже больше не лёг. Как выяснилось позднее, это было самой большой моей ошибкой за весь гребной сезон 2023.

Приехав в Тольятти, я забежал в кулинарию закупиться провизией. Закупился, вызвал такси, но на стоянке у магазина увидел микроавтобус с лодками на крыше. Это был, конечно, Роман Акимов. С Романом в Машине была Катя из Москвы. Она собиралась идти СЖК в двойке с мужем, который должен был прилететь чуть позже. Мы доехали до старта СЖК на берегу Волги. Пока разгружали лодки, стали подтягиваться другие участники. Как водится, знакомство, общение... Времени до старта было ещё много. Вот тут-то мне бы прикорнуть на травке, как это уже сделал кто-то из участников, но не до сна было. На старт приехали Саша Черномаз с Алексеем Селивановым и Павлом Акимовым -- проводить участников. Сами они должны были стартовать с этого же места на следующий день в новой гонке "Жигулёвский Экспресс". Подъехала чета Лобановых. Для Марины Лобановой я привёз из Австралии весло, которое, кроме своей основной, сыграло ещё одну важную роль в этой гонке, но об этом позднее...

Далее регистрация, проверка лодок. Небольшая разминка на воде, опробация лодки. Орги выдали всем неограниченное количество светоотражающей ленты для наклеивания на всё, на что только можно. Некоторые экипажи в качестве ходовых огней использовали новогодние ёлочные гирлянды. Тут же выяснилось, что один из моих фонариков не работает. Вероятно, пока он ехал в сумке, нажалась кнопка включения, и он разрядился. Досадно, но не страшно: ведь у меня ещё три фонаря с собой. Экипируюсь сам, экипирую лодку, заряжаю в карман жилета и в дневной отсек лодки огромное количество энергетических гелей -- моё "высокооктановое топливо" на ближайшие полтора-два десятка часов.

Открытие гонки

Открытие гонки, как обычно, с пафосом: Государственный Гимн и подъём Флага. Брифинг. Девичьи экипажи выпустили первыми.

Основной старт задержали на 10 минут из-за судового трафика. Как только большие пароходы освободили акваторию, участники выстроились на стартовой линии в ожидании сигнала, который не замедлил последовать. Правда, слышно его не было, но как-то все поняли, что уже надо грести.

Как обычно, я сам оказался где-то на задворках стартовой группы (интересно, сколько раз в жизни я НЕ пропустил старт?). Тем не менее, взяв разгон, устремился вдаль. WK500 шёл хорошо, можно даже сказать, легко. Наученный Петровским марафоном, я взял с собой подкладку на сиденье (так называемый "поджопник", он же "пендель"). Волны местами были, но небольшие, даже слегка чуть повышенная посадка не мешала держать равновесие, зато грести было очень удобно. Через несколько минут впереди оказалось два яла, два каяка-двойки и два каяка-одиночки. Внезапно одна из "двушек" развернулась и пошла встречным курсом. Оказалось, что это были Саша Черномаз с Алексеем Селивановым, которые "провожали" старт СЖК и, вероятно, тестировали трассу для своей завтрашней гонки. Таким образом, впереди оказалось всего пять лодок. Впрочем, вторая двушка, под бодрым управлением Миши Вейсмана и Лейлы Лачиновой настолько быстро устремилась в сторону горизонта, что вскоре их уже не было видно, и бороться оставалось только с двумя ялами и двумя каяками.

Светлая полоса

Один из ялов я обогнал. Второй же, похоже, увлёкся поиском выгодного курса, прижимаясь то к левому берегу, то к правому, то держась посередине реки. В итоге, эти хитрые маневры привели к тому, что этот ял я тоже обогнал. Через какое-то время я обошёл и обе однушки: Павла Панкова и Андрея Фофанова. Стоит отметить, что Павел не столько гонялся, сколько сопровождал своего товарища, то есть, их "тандем" можно рассматривать как команду. Отвлекаясь, можно вспомнить, что существует такой вид зачёта в гонках, когда участники гребут в одноместных каяках, но зачёт считается по наиболее медленному из них.

Сейчас, по прошествии времени, уже трудно сказать, в какой момент я обогнал их, попав фактически на второе место в гонке. Но приблизительно, думаю, это было примерно в районе 7го километра, на траверсе острова Сосновый. Греблось хорошо и приятно. Солнышко неторопливо спускалось к горизонту. В начале сумерек похолодало, я причалил к берегу, чтобы одеться в "ночную" (сиречь, тёплую) экипировку. Пока стоял шесть минут, пропустил ял и Пашу с Андреем. Впрочем это не было проблемой, так как я их вскоре обогнал во время их аналогичной остановки. Проблемой, хоть и незначительной, на первый взгляд, было то, что я запрятал свои часы под манжетами тёплого костюма и куртки так далеко, что выковырять их оттуда было уже невозможно. Так как маршрут я смотрел по карте, для навигации мне часы были не нужны, а время меня вообще не особо волновало, я не придал этому факту значения. Погрёб дальше.

Стемнело. Река повернула на юг. В течение какого-то времени ещё светила Луна, но вскоре и она скрылась за высоким правым берегом. Из всего освещения остались только дорога на левом берегу и береговые постройки, пристани, дебаркадеры. Точнее, это мой мозг знал, что там есть дороги и постройки, а глаза видели какие-то несуществующие мосты вдоль Волги. Тут я понял, что я не вижу карту. Налобный фонарик у меня не работал. Оставшиеся рабочие фонари использовались как ходовые: один вперёд и два назад. Для навигации карта мне не очень была нужна, но для лучшего ориентирвания было бы неплохо иногда в неё подгладывать. Береговые огни лишь усугубили дизориентацию. Оставил справа ну ОЧЕНЬ громкую дискотеку. Через какое-то время я заметил на середине реки медленно движущийся в попутном направлении огонь. Я приблизился и понял, что это был один из наших ялов. Я встал у них в кильватере, и жизнь, как будто, наладилась. Во-первых, стало понятно, куда грести: на корме у ребят горел яркий белый фонарь. Во-вторых, не так одиноко. Правда, ребята на яле попросили держать дистанцию побольше, потому что мой головной фонарь их слепил. Я встал за ними метрах в пятидесяти, и так мы и пошли.

Тёмная полоса

Приближалась Самара. Ял шёл не очень быстро, и мне было вполне комфортно идти за ними. Через несколько километров, когда мы уже шли напротив Самары, новая напасть: меня стало жутко клонить в сон. Спать хотелось сильно. Все мои мысли были о том, как я прилягу на травке в Переволоках. Но до Переволок ещё оставалось километров 70, и чем дальше я шёл, тем больше мне хотелось спать. Я уже стал думать, что фиг с ним со временем, я передохну на КП в Крестах. Пришлось даже отгонять мысль причалить в Самаре (вот что бы я там делал с лодкой и в каячной экипировке в 12 часов ночи?). Внезапно плавный ход моих мыслей был нарушен криками с яла: "Там лодка, лодка!!!". Я вынырнул из сладких дум об отдыхе и увидел в нескольких десятках метров слева от себя ходовые огни катера. Огни стремительно приближались.

Не могу сказать, что я запаниковал. Но и сказать, что не запаниковал, тоже не могу. Я пытался сообразить, что делать: грести или остановиться. По-любому получалось, что столкновения не избежать. Но случилось чудо, и водитель катера меня заметил и успел сбросить скорость и отвернуть. То, что он меня не видел меня раньше, я объясняю тем, что на воде действительно непонятно, где находятся огни.

После такой оказии я подумал, что вот сейчас в моей крови окажется сверхдоза адреналина, и я наконец-то проснусь. Но не тут то было. Спать хотелось по-прежнему.

Жопа

Таким манером, то чуть отставая от яла, то снова нагоняя его я двигался сквозь тьму самой короткой ночи года. Мы нырнули в Проран, прошли по протоке и снова вышли в русло. Карты я не видел, часы тоже спрятались под курткой, а подробности этой части маршрута я не помнил, потому поинтересовался у гребцов на яле, сколько осталось до КП "Кресты". В ответ я услышал "Шесть километров" и очень обрадовался. То, что на правду это не похоже, внимания я не обратил. Скорее всего, они крикнули "Двадцать шесть километров", но я не услышал. Через некоторое время я понял, что нет, не может быть, чтобы было шесть, и решил достать телефон и посмотреть, где я. Пока доставал, включал, смотрел, убирал, привыкал к темноте после экрана работавшего на максимальной яркости, прошла пара минут, и ял ущёл вперёд. Я нашёл впереди яркий огонёк у правого берега и через несколько минут нагнал его. Это был не ял, а что-то неподвижное. Я даже не разобрал, что именно. Я приметил другой огонёк, ближе к левому берегу. Это снова оказалось что-то вроде плавучего знака. Я ничего не понял и просто пошёл дальше. Через какое-то время я догнал движушийся огонь. Это точно должен был быть ял. Но никаких звуков, вроде плеска вёсел, разговоров я не слышал. То, что я видел, тоже на ял не было похоже: как будто бы вертикально воткнутая в воду доска шла вниз по течению... Перегнать её у меня не получилось, а поговорить с этой доской не хватило соображалки. Дальше -- веселее: справа под берегом показалась цепочка тусклых огней. Расстояние не определить, по форме непонятно, что это. Сейчас, посмотрев в протоколе отметки на КП "Кресты", я догадываюсь, что вероятнее всего, "доска" действительно была ялом, а цепочка огней -- девичьи экипажи, украшенные гирляндами. Но тогда мне было понятно только то, что ничего непонятно. Ночь приближалась к концу. "Говорят, что час перед зарёй -- это самый тёмный час". Не только самый тёмный, но и самый холодный. Я высадился на острове (Быстренький), провёл на нём 8 минут. За это время замёрз страшно. По разным данным было от +3 до +5 градусов жары. Сел в лодку, начал грести и согреваться. Начало светать. Я прошёл километра четыре посередине реки. Грёб я медленно, постоянно останавливаясь, почти засыпая на ходу. И тут началось самое интересное. Я начал видеть то, чего точно не было. Из воды вырастали прямо на глазах длинные тонкие стебли водорослей. Я понял, что это моя гонка кончилась, надо как-то просто выгребаться из ситуации. КП должен был быть через несколько километров на правом берегу, и я решил для начала догрести до правого берега, а потом уже идти вниз, пока не увижу людей. Пошёл по диагонали. Высокий правый берег был хорошо виден, но берег не приближался. Понятно было, что гребу я очень медленно, но не стою же на месте! Потом, глядя на карту, я догадался, что такую шутку со мной сыграли Винновские острова. Сначала я видел остров, но потом он кончился, и видимый берег "отдалился". Всё же я достиг берега. Точнее, за несколько метров до берега, я увидел рыбака на моторке. Сила воли кончилась. Я подошёл к нему, объяснил ситуацию... Я выбрался на борт моторки, каяк мы положили поперёк на носу. Оставшиеся пять километров мы преодолели с (ледяным) ветерком, спрятаться от которого было невозможно, так как надо было удерживать каяк.

Это конец. А где же пистолет? (из анекдота)

На КП горел костёр, девичий экипаж Алёны и Тани в компании судей мирно пили чай, когда к берегу причалила моторка с каяком наперевес. Спрыгнул в воду. Вот, где надо было греться! После ледяного воздуха вода казалась парным молоком! Разгрузили каяк, вытащили на берег. Рыбаку на моторке ОГРОМНОЕ ВОТ ТАКОЕ СПАСИБО!!! Дядя Миша (судья) сразу чаю налил, а я взять не могу. Руки белые, не гнутся, зато дрожат так, что чай не расплескать нельзя. Стал греться над костром. Помню, что старался держаться подальше от огня, потому что тепла вообще не чувствовал -- не хотел ещё и ожог получить. Таня с Алёной достали сухую "сменку". Переоделся, дело дошло и до чая. Позвонил Аркадию -- сообщил о своём сходе. И всё. Девчонки погребли дальше, а меня дядя Миша устроил в своей машине, завёл движок и включил печку на полную. Дальше ничего не было.

Нас утро встречает прохладой... (из бодрой советской песни)

Пока я сплю, перенесёмся немного вниз по течению. Вот что рассказывает участница команды "Белёк" Марина:

"...Идём дальше, заметно похолодало. Если до этого мы согревались пока гребли, то теперь от скорости становилось только хуже, т.к. поднимался вымпельный ветер и он был просто ледяной... Становилось лучше только в момент остановок и то ненадолго...
... Самые отвратительные моменты переживали тогда, когда с гор начинал дуть лёгкий утренний бризик. Топили, как сумасшедшие, чтоб побыстрее проскочить эти места...
... С ужасом увидела впереди огромное облако тумана. И опять бриз. Туман стелился над водой, плотными, рваными клочьями. Нам предстояло намокнуть и ещё больше замёрзнуть, хотя больше я представить уже не могла... Выдохнули, погнали!..
... Пошли дальше. Вернулся холод в двойном объеме. Сзади меня послышались странные звуки... Понимаю, что Илья уже не может дышать - судорога сводит лёгкие. Мой мозг умеет в экстренных ситуациях действовать отдельно от моей паники и замёрзшей тушки. Командую остановку на ближайшем песчаном пляжике и перерыв в гребле до полноценного рассвета. Время где-то 4:30, осталось совсем немного, и взойдёт солнце. До берега план по спасению мужа с нашими куцыми запасами одежды уже созрел. Командую оставить всё что есть из амуниции - каякерские юбки, спасики, на себе. Достаю из багажного отсека кофты, скатерть (подарок с СЖК29) и, о чудо, вязанные, шерстяные чехлы на лопасти нового весла + чехол-труба для двух половинок того же весла. Расстилаем скатерть фольгированной стороной на холодный песок, надеваем кофты, чехлы Илье вместо носков, сама влезаю двумя ногами во второй чехол, и сверху укутываемся той же скатертью... Боже не дай бог, чтоб нас кто-то там увидел, лечи потом психику этим несчастным!"

На финиш

Проспал часа три. В принципе, можно было идти. Но смысла не было. Пять километров я прошёл на моторке, разве что вернуться на 5км назад, и заново этот участок... Но это я сейчас такой хитрый план придумал. А тогда, даже если бы и пришла мне такая идея в голову, я б не пошёл. Боевой дух если был и не сломлен, но дал такую мощную трещину. Надо было думать, как перевезти лодку на финиш. Время было раннее, потому отправил Роману СМС. Обсудили с оргами, решили, что лодку отбуксируют в Переволоки, а оттуда Роман её заберёт.

В 10 утра прошла последняя лодка, и мы выехали с КП на точку финиша. Приехали, я стал искать, где наши ребята, и понял, что я с нашей группой поддержки не знаком -- кого искать, непонятно. Ходил по базе отдыха, своим несколько бомжовым видом вызывал вопросы граждан навроде: "Мужчина, Вы что здесь забыли?". Орги в беде не бросили: "подогрели, обобрали". Накормили, напоили. Спать не уложили -- это уже было бы излишне. Вскоре зазвучала традиционная "The final coundown" -- это показались первые финишировавшие участники. Сначала команда "Крутые Перцы" на яле, а потом и первый из каяков: двойка Михаила и Лейлы. Кстати, не смотря на то, что финишировали они вторыми по счёту, в абсолюте победили именно они. Дальше стало веселее: прибывали лодки... Чтобы обрести смысл существования среди этих усталых, но счастливых людей, помогал чалиться, вылезать, затаскивать лодки на берег.

Показался белый каяк R2 "Белёк" с одноимённым зверем-талисманом на палубе. Чета Лобановых Илья и Марина имели удовольствие счастье прибыть на финиш! Ребят, как положено, встретили. Лодку вытаскивать не стали, сразу решили отогнать к месту лагеря. Так я впервые в жизни прогрёб в "двушке". Весло у меня было то самое, бывшее моим. Признаться, грести я им не смог. Когда уже понял, что Марина гребла с нулевым разворотом, стало ясно, почему весло живёт своей жизнью, и что с этим делать, и дело пошло уже получше. К сожалению, долго грести не пришлось -- всего пару сотен метров. Договорились, что завтра пройдёмся подольше.

Приехали в лагерь, а там (чудо!) уже всё готово: палатки стоят, супешник на плите закипает! Вот это я понимаю, группа поддержки сработала!!! Как водится, разговоры, обмен впечатлениями, рассказы, у кого как вышло (и у кого как не вышло)... Вечером погодка стала портиться. Соседи по лагерю ещё долго держались, пели песни. Трижды была исполнена "Дети хоронят коня"... Ночью пошёл дождь. В моей палатке стояла вода, но не шибко это волновало. Припомнился мой совсем недавний опыт, когда я провёл ночь в примерно такой же палатке под дождём, с ветром, ногами не давая стенкам палатки упасть на меня.

Утром по сырой погоде уже ни о какой гребле в двойке даже думать не хотелось. Зато хотелось думать о завтраке, кофе и чае. Потом было награждение... Оказалось, что из четырёх мужских К1 дошли двое: Павел и Андрей. Артём из Чебоксар сошёл в Переволоках. И ещё, сошёл мужской экипаж К2. А девочки дошли все! Слов нет, кроме восхищения! Сошедшим тоже вручили сертификат участника (как в школе двоечникам вместо аттестата давали бумажку "прослушал курс".

После того, как всё закончилось, собрали потихоньку лагерь, разобрались по машинам и поехали. Нет, сначала, конечно, было много обнимашек, прощались как лучшие друзья! Ну а потом уже поехали. В Тольятти я встретился с виртуальным знакомым Андреем, тем самым превратив знакомство из виртуального в нормальное. Обедали над Волгой с видом на возвращающиеся после гонки ялы, обсуждали лодки... Времени было не очень много, и мы поспешили на вокзал. Подошёл поезд, я бросил вещи в купе и в оставшиеся несколько минут пытался поделиться своими скудными знаниями по технике гребли. Дело теорией не ограничилось. За неимением на перроне вокзала Тольятти скамеек, пришлось воспользваоться самим перроном. Наверное, странно смотрелся человек, сидящий на земле, размахивающий руками и что-то увлеченно рассказывающий...

Промахнулся

Всё хорошее когда-кто кончается, но не всегда сразу. В Тольятти поезд делает ещё одну остановку "Жигулёвское море". До неё я ехал в купе с одним соседом, а на Жигморе в купе вошла молодая симпатичная дама с каким-то весьма объёмным багажом. Будучи джентельменом воспитанным, я, конечно же спросил, надо ли помочь. Оказалось, что надо. Моя новая знакомая Юля возвращалась с фестиваля барабанов и везла с собой целую кучу инструментов. Инструменты разместили под лавками, рядом с моим веслом, а новенький лепестковый барабан был немедленно испробован, благо, что в отличие от традиционного барабана, на нём можно играть тихо. В качестве "алаверды", уже, правда, в тамбуре, мы попробовали моё (мой? мою?) казу. В обшем, до ночи мы ехали интересно и черезвычайно увлекательно. Ну а потом хорошее решило-таки кончиться. В час ночи поезд остановился в Рузаевке, стоянка пятнадцать минут. Я, конечно же, проснулся и выбежал на перрон, чтобы насладиться ночной станцией. Через четверть часа вернулся в купе, и меня встретила Юля с квадратными глазами: "Паш, а твоё место уже занято, вот бабушка села!". И предъявила бабушку. Бабушка успела не только сесть, но и лечь. Стали разбираться. Оказалось, что сегодня красавчик -- я. Я перепутал номер вагона и сел в тот (по номеру), в котором я ехал из Москвы. Ну что ж, пришлось спешно удалиться. Захватил только паспорт и телефон. По пути встретил проводницу. Очень просила сказать её коллеге из моего настоящего вагона, что я просто был в гостях. Обещала за неразглашение налить утром чаю. Пообещав молчать как могила и даже прикинуться пьяным для убедительности, я пошёл в свой вагон. По счастью, мои настоящие попутчики не заперли купе. Я мышкой прошмышнул, брякнулся на полку и отрубился. Вставать надо было рано утром, чтобы помочь Юле разгрузится в Рязани. Утром так же незаметно я вышмыгнул. Остаток пути я проехал в вагоне-ресторане и в том купе, к которому я уже привык. Меня оттуда не выгнали, и даже дали обещанный чай.

Скорбные итоги

Что можно сказать по итогам гонки? Я ждал этого случая пять лет, и, по идее, должен был очень расстроиться. Но нет. Встречи и общение с прекрасными людьми полностью скрасили неудачу на дистанции. Кроме того, грела ещё и "бронза", завоёванная на "Белом дне" неделей ранее. Единственное, о чём жалею -- упущенная погода. Нечасто СЖК проходит в таких шикарных безветренных условиях. Я участвовал в ней дважды, и дважды мне везло.

Спасибо всем, кто был рядом, помогал и спасал, делился и угощался, грёб и помешивал, наливал и устанавливал, привязывал и заклеивал, перевозил и перетаскивал...
Ребята, вы классные!
Увидимся в следующем году?